Разбойничьи песни

Разбойничьи песниВо времена Древней Руси понятия «война» и «разбой» часто можно было считать синонимами. Например, во времена княжения Владимира Мономаха допускались военные походы с элементами разбоя – для пополнения княжеской казны. О разбойниках упоминается и в описаниях жизни святых, а также в русских былинах, например о богатыре Илье Муромце и Соловье-разбойнике.

 

После татарского нашествия в 15 веке разбои на Руси приняли широкий размах. Разбойничьим набегам подвергались все без исключения княжества Руси. Особенно пострадали поселения Поволжья и Московской Украины. Многочисленные шайки разбойников грабили города и села, разоряли храмы, мучили жителей. Для борьбы с жестокими бандами князья формировали военные отряды и посылали их на борьбу с разбойниками. Но иногда случалось так, что княжеские военные отряды разбивались, а воеводы попадали в плен либо были убиты.

 

Неудивительно, что на волне подъема и возрастающей силы, которую набирали разбойничьи шайки стали появляться и разбойничьи песни. В 16-17 столетии в народе формируются и распространяются песни, рассказы, предания о разбойниках, их деяниях и походах. Например, в 16 веке был создан целый цикл песен о прославленном разбойнике Ермаке.

 

Причем в этих песнях он не всегда выступает как преступник, нарушающий закон. В 17 столетии еще один разбойник удостоился чести быть запечатленным в народных песнях, некоторые из которых дошли и до нас – Степан Разин. Часто в народных песнях вымысел тесно переплетался с достаточно достоверными историческими фактами. Для исследователей представляют особый интерес песни, в которых рассказывается о сборах в поход и о быте разбойников того времени. Наибольшего развития народные песни о разбойниках и их делах достигли во второй половине 18 века.

 

С приходом на престол Петра Великого началась жесткая борьба с разбойничеством. По мере усиления государственной борьбы с разбойничеством все реже можно было услышать новые песни. Мотивы, которые можно было услышать лишь в разбойничьих песнях постепенно перешли в солдатские и раскольнические песни. Однако здесь уже нельзя было услышать имен собственных. В песнях уже не слышно былой красоты, с которой народ идеализировал жизнь разбойников.

 

Одним из знаменитейших разбойников того периода был Емельян Пугачев, однако песен посвященных бунту и жизни этого разбойника очень мало. Это можно объяснить теми гонениями, которым подвергались не только разбойники, но и люди помогавшие им и сочувствующие.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>