Музыкальная история туркменского народа

Музыкальная история туркменского народа  С третьего века до нашей эры прослеживается музыкальная история туркменского народа. Еще при раскопках царства парфян были найдены сосуды из глины разрисованные изображениями музыкантов с инструментами в руках.

В фольклоре туркменского народа есть упоминания об использовании музыкальных инструментов, таких как туйдук и дутар.

 

Начало музыкальной истории можно приписать  веку шестому — седьмому, когда начиналось становление самой народности туркменов.

 

Есть упоминание о народном сказителе седьмого века -  Бабагамбара – одном из первых музыкантов бахши.

 

Во времена правления Санжара- султана государства Сельджуков, веке примерно двенадцатом, музыкальная культура народности достигла больших высот.

 

Столица государства стала музыкальной Меккой, в которую съезжались музыканты с разных мест для обучения искусству музыки и для соревнований.

 

Во времена нашествия татаро — могол, национальная культура туркмен пострадала. Города были разрушены, а само тюркское племя перебралось жить в глубину пустыни, где и находилось пятьсот лет в обособленности.     Музыкальная культура развивалась отстраненно, не набирая ничего извне, и сохранилась в древнем, первозданном виде.

 

В музыкальном фольклоре туркменского народа прослеживается связь с трудом народа, природой, традиционным укладом, обрядовыми песнями.

 

Песни есть свадебные, колыбельные, обрядовые, причитания, специальные застольные песни, сопровождающие подачу определенного блюда,  песни молодых девушек, песни для катания на качелях, песни для детей.

 

Есть отдельный песенный жанр — для состязания певцов между собой.

 

Очень популярны среди трудового народа песни бытовые песни – «айдым». Все праздники и  важнейшие жизненные события сопровождаются песенными напевами. Праздники туркмен делятся на семейные и народные. Народные – это общепринятые, вроде Нового года, а семейные – те, что связаны, например, с рождением сына или приобретением какой-то особенно важной для семьи вещью. Поставили новую юрту – праздник « там тойы», родился сынок – «огул тойы», купили или сделали лодку – «нав» . И на каждое событие приглашаются бахши – каждый праздник отмечается с помощью песен и музыки. Почетное место среди песенных напевов занимает лирический и любовный лад!! Но, несмотря на любовь к музыкальным напевам, в дни религиозного праздника все песни и музыка под запретом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>