Школа «Global Beat School» в зеркале движения «World Music»

Ритм – это сама жизнь.
Любой процесс, существующий в реальности,
имеет свою закономерность,
и закономерность эта также является ритмом.
Мы живем в ритме, дышим в ритме, ходим в ритме,
внутри нас работают миллионы ритмов.
Поэтому для меня ритм – это все.
Александр Бочагов

 

В любом процессе важен организатор, идейный вдохновитель. История развития жанра современной этнической музыки «WorldMusic» — яркий тому пример. Популярность этого направления можно объяснить ростом интереса к этническим культурам вообще. При этом успешная деятельность организаторов жвижения «WorldMusic» показывает, сколь важно осознанно сформировать условия, в которых явление будет развиваться. В мире это направление связывают с именами Питера Гэбриэла, Энди Кершоу, Дэвида Бирна, в нашей стране – Александра Чепорухина, Артемия Троицкого, Назима Надирова. Не последним в этом ряду будет имя Александра Бочагова – известного барабанщика, одного из основателей движения этнической музыки в России. Продолжая знакомить читателей с мастерами ритма, мы расскажем вам о его уникальной барабанной школе, а также о становлении представляемого Александром жанра «WorldMusic».

 

Александр Бочагов родился 10 июня 1965 года в Москве. В 1980 году окончил музыкальную школу по классу трубы, в 1990 году – Московский джазовый колледж «Москворечье» по классу ударных. С 1987 года серьёзно изучает традиционную музыкальную культуру народов мира. Собрал большую коллекцию, а также освоил технику и манеру игры на этнических ударных инструментах различных народов мира.

В 1993 году создал продюсерский центр «World Music Production», являясь активным пропагандистом и инициатором движения «World Music» в России, в рамках которого был организатором различных музыкальных фестивалей. В качестве музыканта принимал участие во множестве проектов различных жанров – от массового жанра до ансамблей, исполнявших аутентичную народную музыку. В октябре 2002 г., при содействии центра мировых культур «INBI» и американской компании «REMO», Александр Бочагов открыл первую в России перкуссионную школу «GlobalBeatSchool».

 

«Мне повезло родиться в интеллигентной семье: мама – преподаватель иностранных языков, поэтому с раннего детства я слышал разговоры о других странах, их традициях и культуре. Соответственно, и музыка в нашем доме звучала очень разнообразная. Это во многом сформировало меня и вело по жизни», – считает Александр.

В середине восьмидесятых годов этническая музыка была в нашей стране в диковинку. Активно интересуясь индийской культурой, Александр прошел обучение игре на табла у господина Анила Коля в Индийском культурном центре им. Дж.Неру, а вскоре стал завсегдатаем «Интерклуба» при Университете дружбы народов: «Там всегда было много иностранных студентов, и я познакомился с африканцами, арабами, латиноамериканцами», — вспоминает Александр – «Так вскоре возник первый опыт организации проекта этнической музыки: с группой негритянских музыкантов мы сделали проект «Табу Мама Африка»».

Коллектив с большим успехом выступил на столичных площадках, став едва ли не первым опытом подобного рода в Москве. После этого Александр организовывал проекты «WorldCulturePerformance» и «WorldMusicGeneration» на базе училища Гнесиных, в рамках которых происходило обсуждение актуальных тенденций в современной музыке, в том числе и на современной этнической сцене.

В 2002 году директор Московского Дома Художников Георгий Аистов пригласил Александра участвовать в организации абсолютно нового для России проекта – фестиваля «Этнолайф». Красочный фестиваль мировых культур, пропагандирующий этническую, религиозную, расовую терпимость стал знаковым событием для российской сцены. Год от года фестивальная площадка собирала все больше участников, прежде всего – музыкантов. Проект имел большой успех у зрителей, став отражением растущей популярности жанра «WorldMusic» в России.

 

«WorldMusic» – прошлое, настоящее, будущее

Жанр «WorldMusic» представляет собой своеобразный синтез различных этнических музыкальных традиций в единое целое, что сопровождается современной подачей материала, актуальным звучанием, работой с новейшими музыкальными технологиями. В одном коллективе могут играть музыканты из разных стран, создавая своеобразный коктейль, что может хорошо сочетаться со звучанием синтезаторов, электронными эффектами.

Первопроходцем в жанре синтеза этнических традиций с современным звучанием был еще композитор Антонин Дворжак, написавший в 1893 году знаменитую девятую симфонию под влиянием музыки афро-американцев и индейцев Северной Америки. Вспоминаются имена джазовых музыкантов – Пола Уинтера и Пола Хорна – отдельные попытки предпринимали «TheBeatles», «RollingStones» и «LedZeppelin», но отцом движения «WorldMusic» все же по праву считается англичанин Питер Гэбриэл (PiterGabriel), сформировавший базовые основы и философию стиля.

В начале восьмидесятых годов бывший певец группы «Genesis» Питер Гэбриэл был одним из самых преуспевающих музыкантов планеты. Однако друзья отговаривали его от идеи создания фестиваля «WOMAD» (WorldofMusicandDance), на котором была бы представлена музыка народов мира, поскольку считали, что проект ждет коммерческий провал. Тем не менее, стартовавший в 1982 году фестиваль стал одним из самых успешных и прибыльных музыкальных проектов планеты.

В настоящее время основанная Питером Гэбриэлом компания «RealWorld» ежегодно проводит более двадцати музыкальных фестивалей в разных уголках планеты. Фестиваль «WOMAD» отличает неизменно высокий уровень организации, а каталог дисков компании «RealWorldRecords» насчитывает более 200 записей отличного качества.

Анализируя стадии развития жанра «WorldMusic», Александр Бочагов отмечает их связь с историей фестиваля «WOMAD»: «Если в начале восьмидесятых Питер Гэбриэл приглашал на фестиваль коллективы, представшие свои этнические традиции (отдельно – африканцев, отдельно – азиатов, латиноамериканцев и т.д.), то в конце десятилетия начал осторожно добавлять к этническому коллективу современные инструменты или музыкантов, представляющих иную традицию».

Так, путем объединения на одном музыкальном фестивале представителей различных культур, сформировалась тенденция к их совместным творческим экспериментам. И если первые опыты Питера Гэбриэла были локальными, и не носили характера системы, то со временем ситуация изменилась. Анализируя ситуацию на фестивальных площадках, Гэбриэл намеренно стал приглашать в студию различных музыкантов – например, африканца, ирландца и современного ди-джея – объединяя их в рамках одной записи. «В этот момент и начиналось самое интересное, что представляет жанр «WorldMusic» – начиналась алхимия, невиданный доселе музыкальный эксперимент», – считает Александр Бочагов.

Разумеется, сводить успех и темпы развития жанра WorldMusicисключительно к деятельности Питера Габриэля было бы неправомерно. Успех его проекта стал отражением популярности движения «NewAge», представляющего собственную систему ценностей, альтернативную традиционному западному рационализму. В принципе, рост популярности этнических культур показывает, как меняется мир – однобокая ориентация на научно-технические достижения, долгое время сопровождавшаяся пренебрежительным, если не антагонистическим отношением к традиционным культурам (особенно неевропейским) несомненно, уходит в прошлое, свидетельством чему является успех проектов, подобных «WOMAD».

Темпы развития глобальных информационных технологий сделали возможной скорейшую культурную интеграцию. Во многом движение «NewAge» характеризует актуализация знаний неевропейских культур в масштабах «цивилизованного мира». Сформировавшись в «западных» странах, движение отражало потребность в культурной интеграции прежде всего «западных» людей, имеющих возможность приобщиться к завоеваниям «востока», небольших или крупных монокультурных сообществ нехристианского мира. «Запад» же, крупные культуры обеспечивают эту интеграцию медийными технологиями.

Несомненным достоинством такой глобализации является то, что ее культурными ценностями может пользоваться не только «запад». Происходит взаимное обогащение культур во всех сферах. Неправомерно считать, что восток лишь поставляет духовные знания, а запад – компьютеры, по которым эти знания выкачиваются, словно нефть по трубам.

Яркий пример такого плодотворного, гармоничного культурного обмена – именно сфера музыки. Происходит взаимное обогащение ритмами, традиционными музыкальными инструментами, элементами стилей. Так, к примеру, широко распространенным в Африке инструментом стала труба, а американская гитара типа «Western» с узким грифом стала и вовсе общемировым явлением.

В этом процессе велика и роль продюсеров, идейных вдохновителей жанра. Отличная организация фестивалей Питера Гэбриэла стала своеобразной визитной карточкой направления, подняв планку на соответствующую высоту. В наши дни движение «NewAge» в целом и «WorldMusic» в частности отличает высокий уровень организации мероприятий, хорошие инвестиции. «WorldMusic» – престижное, модное, развивающееся направление.

«Результатом успешной деятельности Питера Гэбриэла стало то, что в наши дни мир прогрессивной музыки представляет собой бурлящий котел, в котором взаимодействуют различные элементы, а в результате возникает нечто абсолютно новое, причем синтез происходит не только в рамках взаимодействия этнокультур с современными технологиями, но и между этническими культурами. Рэггей может сочетаться с хип-хопом, фанк – с латиноамериканскими ритмами. И если это сделано грамотно, со вкусом, то я поддерживаю такую интеграцию», — считает Александр.

Разумеется, сфера музыки – удачный пример глобальной интеграции хотя бы по причине того, что сама по себе этническая музыка не несет негативного заряда и не является угрозой существованию небольших культурных сообществ. Например, язык большого соседнего народа может быть куда более опасным для сохранения самосознания небольшого этноса. Однако глобальную интеграцию невозможно остановить, а музыканты в этом процессе, безусловно, являются одними из лучших и прогрессивных представителей.

 

GlobalBeatSchool

В нашей стране однозначного аналога фестивалю «WOMAD» не существует, да и не может быть. В своем роде это уникальный проект, давший жизнь целому направлению в современной музыке. Правомерно говорить об отдельных продюсерах, развивающих свое направление, действующих в своем поле. Кроме того, столь интернациональное явление, как «WorldMusic» невозможно ограничить масштабами одной страны.

При этом проект Александра Бочагова «GlobalBeatSchool» – явление исключительное, поскольку не ограничивается рамками определенного региона или стиля. Будучи одним из пионеров «WorldMusic» в России, Александр первым стал развивать именно ритмическое направление, создав школу, где системно передаются знания различных культурных традиций, своеобразным кодом которых является ритм.

Главным отличием «Global Beat School» от всех остальных школ Александр считает разнообразие в обучении, что позволяет ученикам не просто подражать арабам или африканцам, а искать собственный путь, творчески развиваться. По мнению музыканта, по окончании школы его ученики могут свободно ориентироваться во всех стилях и направлениях музыки, а значит, играть в любом современном музыкальном коллективе.

К реализации своей идеи Александр шел постепенно: «Долгие годы я полностью посвящал себя творчеству, тонкой материи, мало внимания уделяя материальной стороне жизни. Затем был период ухода в бизнес, ухода от искусства. Было стремление стать хозяином своей жизни, которое мне сейчас очень помогает. В современной жизни творческому человеку зачастую не получается спуститься на землю и что-то просчитать, продумать. И опыт организации бизнеса, понимание принципов маркетинга, менеджмента, экономики, позволили трезво оценить ситуацию, и когда я начал реализовывать проект «Global Beat School» в московском отделении центра «ИНБИ», то уже имел представление о том, что нужно для организации и развития школы».

На первых трех уровнях обучения («Arabica», «Africa», «Latin Percussion») ученики знакомятся с ритмическими традициями Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока, инструментами, правильным звукоизвлечением: «Познакомив учеников с основами традиционной ритмики, можно ориентировать их на современность. Обучение в школе рассчитано на то, чтобы объем знаний учеников, их подкованность и эрудиция позволили бы им вписаться в любой современный коллектив», — рассказывает Александр.

На четвертом уровне обучения («Modern Styles») Александр преподает современные ритмы и стили, показывает, как традиционные этнические ритмы и инструменты могут гармонично вписываться в современную музыку. «На пятом уровне («World Percussion») начинается самое интересное – я назвал этот курс «Алхимия ритма». Здесь я стараюсь максимально раскрыть творческий потенциал человека, чтобы он мог уже самостоятельно творить, строить композицию, развиваться всесторонне». По задумке Александра, освоив пятый уровень, ученик сможет раскрыть свои творческие возможности, что поможет ему не только в музыке, но и в жизни. Если тот, например, решит стать профессионалом.

Имея опыт игры в различных стилях и проектах, Александр пришел к пониманию важности этнической музыки, этнических ритмов: «Ритм имеет отчетливое влияние на сознание, и поэтому для меня в первую очередь важно ощущение позитивности ритма. Существует музыка, построенная на «оголенных нервах». Порой настолько оголенных, что есть и ломанные ритмы, и момент «Ад либитум» (вне формы, такие нарочитые разломы). Мой опыт подтверждает, что такая музыка не лучшим образом сказывается на здоровье человека, его психике, энергетической структуре.

В самой природе человека все позитивно, ровно, относительно симметрично, и все это я с большой радостью нашел в этнической музыке. Она сильна тем, что испокон веков передает самое позитивное, самое сильное, светлое. Это то ценное, чем обладает «WorldMusic», это то ценное, что я стараюсь передать ученикам «GlobalBeatSchool»»,заключает музыкант.

 

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала Александра Степанченко и Влада Семенова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>