Под эту музыку можно представить себе самое экзотическое

Под эту музыку можно представить себе самое экзотическое  –  пляски  туземцев где-нибудь в африканской саванне,  узор тропического леса , гул земли от топота  стада слонов ,  да что там —  стихию воды и огня ,  а кому-то вполне может привидеться потерянный рай !  Вы растворяетесь в ритме и  забываете, какое тысячелетие на дворе. Словом , попробуйте сами, потом расскажете.

 

ВРЕМЯ СЛУШАТЬ НАТУРАЛЬНОЕ.
(Елена Рубинова для журнала «Проект 2002»)

 

Какие инструменты и звуки  люди возьмут с собой в третье тысячелетие? Рояль или бас-гитару, синтезатор или виолончель? Что уцелеет в потоке времени и останется нашим  потомкам — звуки симфонического оркестра или тяжелый рок ?  А может быть рэп и хип-хоп ?

Музыка будущего несомненно придет к нам из прошлого, вобрав все лучшее, что создано за столетия, причем это будет естественный синтез различных жанров и стилей.  Она впитает опыт традиционных этнических культур и классической музыки, роковой и джазовой культуры  20 века, по-новому зазвучат первозданные ритмы самой жизни на бонгах и барабанах.  Фолк-музыка разных народов станет  не просто достоянием общечеловеческой  культуры, а  будет источником самых неожиданных музыкальных форм.  Новая музыка планеты, полная жизни и творческой фантазии, будет обращена к светлым началам в каждом человеке, станет универсальным языком, понятным всем жителям Земли.

Настоящие музыканты услышали  музыку будущего уже сегодня.  С  конца  80-х годов  новый стиль, именуемый английским термином   World Music , активно разрабытывается  ведущими исполнителями и композиторами  нашего времени: среди них  Питер Гэбриэл, Поль Уинтер, Лени Макдауэлл, Пол Хорн, Джозеф Завинул, Жан-Люк Понти и многие другие.  В середине 80-ых они начали   использовать  отдельные элементы африканской, индийской  и других древних этнических традиций  в сочетании с современными  аранжировками,  ввели   различные  национальные инструменты.  Постепенно от обычной эклектики в музыке, они  перешли к поликультурному синтезу:  часто  приглашенные из  разных стран исполнители, играя каждый  в своем стиле и манере,  вместе создают совершенно новое музыкальное  пространство.  Диалог  музыкальных стилей и традиций  не  прекращался, но особенно активно  он звучит сегодня.

Новая музыка человечества — а именно  так можно трактовать название World Music, зазвучала и в России.  Известные джазовые музыканты  Вячеслав Горский,  Сергей Манукян,  Анатолий Герасимов и  Александр Бочагов объединились в  новом музыкальном проекте, получившем название “World Music Jazz Band”. Каждый из участников проекта пришел к  концепции World Music своим путем, имея большой исполнительский и композиторский опыт  в самых разных стилях и направлениях. Каждый принес в музыку не только свое исполнительское мастерство и талант, но и свое мировоззрение, философские взгляды на пути развития мировой музыки и нашей цивилизации.

 

Проект  уникален: он  открывает слушателям  неведомые культурные пласты  разных времен и народов и дает нам шанс услышать гармонии будущего.

 

Анатолий Герасимов:  Нью-Йорк, Париж + ритуальные танцы

 

Моя  встреча с этнической музыкой в реальной жизни произошла, когда я уехал в

Нью-Йорк, и именно там я стал играть с бразильцами  их народную музыку, а у них ее пятнадцать или двадцать видов. Мне нравилась и восточная музыка — китайская, японская, арабская и потом,  три года живя в Париже, я  решил на какое-то время бросить джаз, стал играть только с африканцами, даже выпустил там диск с певцом из Анголы. То есть к этнической музыке у меня давняя привязанность, но в  Москве было довольно непросто собрать музыкантов, готовых играть такую музыку, и я очень рад, что мы объединились.

Собственно идея  проекта принадлежит моему другу Алеше Паперному. Он тоже очень любит такую музыку, недаром она часто звучит в клубе  “ Китайский летчик ”. Когда открылся клуб,  Алеша предложил мне сделать программу, которая бы давала слушателям возможность сделать экскурс в разные культуры: летчик  же летает в разные страны и мы вместе с ним.  Вот так родилась наша концертная программа под названием “ Ритуальные танцы Герасимова + ”.  Тут пригодились все наши коллекции экзотических инструментов. У меня, к примеру, собраны самые разные флейты — из Индонезии , из Китая , из Перу , из Японии, так что путешествие получается самым настоящим.

Кажется, сбывается моя давняя мечта — смешать все музыки и сделать такой хороший суп, чтобы, слушая ее, люди чувствовали и что-то свое, родное и в то же время она их глубоко задевала, создавала особое настроение.

 

Сергей Манукян J:  Песни  Земли и Неба

 

Поэта далеко заводит речь, полагала  М. Цветаева,  имея в виду метафизические пространства,  где пребывала ее поэзия. Если закрыть глаза и послушать голос Сергея Манукяна  в композиции ” Транс-Африка”, то  певец  заведет  вас туда, где мир  обретает другое измерение – красоты, радости , чистоты, где отступает пространство и время,  и с трудом можно понять на каком пра-языке человечества исполняется композиция.  Во время концерта один мой знакомый из Южной Африки,   с уверенностью сказал, что  точно узнал наречие западного Сенегала, и никак не мог поверить, что в Африке  Сергей никогда не был.   И вообще, в понимании Сергея Манукяна  постигать другие культуры можно совсем не за счет покорения бескрайней географии.

“ Идея World Music хорошая, но для меня она вовсе не означает возможность просто играть  музыку разных стран, потому что, как сказано в Библии,  “кто  везде, тот  нигде”. А

означает возможность  благодаря Богу , озарению , приходящему свыше, понять , что корни у человечества одни.  То есть мы играем не этническую музыку разных народов, а как бы проживаем  в музыке общую для всего человечества судьбу на Земле ,  хотя  здесь и сегодня мы  не прожили жизнь  латиноамериканцев, или  индусов, или африканцев, или евреев, или армян, а просто вся информация у нас где-то глубоко заложена  и передавалась нашими предками в течение тысячелетий.  ** Для меня World Music —это прежде всего общая музыка человечества от истоков, ввысь к Богу.    

   Собственно говоря, в том, что мы сейчас делаем, ничего принципиально нового нет: мы, как и многие другие музыканты,  пытаемся понять музыку разных народов, других  этносов. Я к этому обращался давно. Поскольку я вырос на Кавказе, то  играя современную музыку мы так или иначе играли музыку народов, которые населяли Кавказ  — осетин, кабардинцев, чеченцев, ингушей, грузин, армян, азербайджанцев.  Эту музыку мы впитали с детства и что бы мы ни играли даже на подсознательном уровне самые разные ритмы и мотивы  вплетались  в музыкальную ткань, и в этом смысле такой поликультурный  прошлый опыт мне очень помог. Первые мои опыты в области этнической музыки происходили еще10 лет назад . В 1989 году я  записал сюиту с пианистом Кузнецовым , которая родилась под впечатлением  разрушительного землетрясения в Спитаке, в Армении.  И после этого я много раз возвращался к этому , но мне кажется,  что в молодости музыкант еще не может уложить все эти этнические культурные слои с нужным изяществом и  мастерством: это нужно делать очень аккуратно, иначе если просто смешать разный  фольклор,  получится безвкусная эклектика.

К  этносу обращаются очень многие : и рок музыканты, и джазовые группы, потому что в любом жанре любая музыка, претендующая на собирательный образ духа, вся соткана из народной музыки. Взять хотя бы произведения немецкой классики созданные Бахом, Генделем  – в основе лежат мелодии народных танцев и песен. И в нашем веке к народной музыке обращались такие корифеи  джаза как Колтрейн, Майлс Дэвис, Гиллеспи.  Даже Дюк Эллингтон,  по воспоминаниям современников, утверждал , что он играет не джазовую  , а ” новую африканскую классическую музыку”,   он так и говорил new  African classical music, имея в виду ее глубокие народные корни.

Сегодня представить себе музыку без таких глубоких корней невозможно, она голая. Яркий пример тому — незатейливая эстрада, однотипная во всех странах. Она ничего не несет.

Взаимопроникновение культур существует, но  поскольку сегодня информация — это дело денежное , то  основной  информационный поток  идет с Запада.  Именно этим объясняется экспансия и даже засилие англоязычной музыки во всем мире — не всегда самого хорошего качества, но профессионально сделанной, ” упакованной ”.  А  этнической  музыкой в этой ситуации, особенно в нашей стране, серьезно занимаются лишь энтузиасты и подвижники, которые не ориентируясь на мейнстрим, путешествуют по миру, слушают и  собирают и перерабатывают по крупицам драгоценный фольклорный  материал, а в странах, где есть хорошо развитый и свободный рынок, все равно находится ниша и для этой музыки.

 

 

Вячеслав Горский : “ Нас всех ожидает эпоха до- мажор “

 

“ Даже, если говорить о России, наш проект — далеко не первая попытка синтеза этнической  и фолк музыки  в рок и поп — культуру.  Но прежде таким синтезом джаза, рока и фольклора у нас занимались в основном коллективы из бывших республик такие  как ” Гюнеш”  , или же  группа ” Тригон” из Молдавии, играющая стилизованную национальную музыку на скрипке, барабанах , гитаре и утюге!! Однако  все  это был  все-таки монокультурный синтез.”   Конечно, такому музыканту как Вячеслав Горский виднее,  кто и когда внес свою лепту  в сложный  рисунок современной музыки. Поскольку  именно через его  композиторскую и концертную деятельность и с легендарной группой   “Арсенал ”,  и с собственным джазовым трио слушатели  могли прикоснуться к лучшему в таких направлениях как джаз-роке, фьюжн, фанк, джазовый авангард.   По  словам композитора,  для него  участие  в проекте World Music Jazz Band –  это еще одна возможность освоения  других  этнических культур, возможность прикосновения к  истокам музыки, шанс подпитаться мощной  глубинной космической энергетикой.

“ К примеру, африканские ритмы мы чувствуем нутром, а если использовать индийскую терминологию — второй чакрой, отвечающей за эмоционально-сексуальную сферу. И именно поэтому такая музыка обладает колоссальным драйвом, действующим и на музыкантов и на слушателей.

“ В целом музыка сейчас выходит на более позитивную  упрощенную гармонию. Этапы усложнения  уже были и остались в области эксперимента. Чем гармония сложнее, тем меньше аудитория композитора или исполнителя.  А вот светлая, гармоническая музыка — примером такой музыки может быть кельтская, шотландская — необходима человеку как воздух . Это -однозначный позитив , действующий   умиротворяюще даже на уровне физиологии. В этом смысле человечество нуждается в до-мажорной гармонии, прежде всего”.

Александр Бочагов  -  Магия древних ритмов.

 

“ Так случилось, “- говорит Александр Бочагов, “ что я недолго оставался в рок-культуре”.   А в 1987 году, оставив МИЭМ,  пришел учиться в джазовый колледж “Москворечье “ на отделение ударных инструментов  и с головой  ушел в изучение этнических культур. Первой была Индия  с ее  самобытной культурой, философией, йогой и занятиями в индийском культурном центре при посольстве Индии на древнейшем ударном инструменте — табла.  Потом появились конги, бонги и соответственно афро-кубинские ритмы и музыканты.  С тех пор  Александр переиграл на всех мыслимых и немыслимых ударных инструментах  разных народов мира — африканских, латиноамериканских, индийских, арабских.  В его музыкальном арсенале конга, табла, агого, джэмбэ, дарбука, бубен, карильон, тамбурин и еще множество инструментов, названия которых  не менее причудливы, чем их звучание.

Александр убежден, что “ древние традиционные инструменты обладают определенным зарядом  контактной магии , потому что соприкасаясь с этими инструментами человек, серьезно относящийся к музыке сразу же параллельно подключается к колоссально богатому многовековому культурному архиву, к которому тот или иной инструмент относится. Изучение различных этнических культур и особенно опыт живого творческого общения с их коренными представителями  оказал огромное воздействие не только на меня как на музыканта, но и на мой духовный мир и все мировоззрение в целом”.

“ Опыт древних народов свидетельствует о том, что именно культура и особенно музыкальная позволяла им мобилизовывать свои духовные силы в самые трудные периоды истории. Именно в этом я вижу ценность и значимость этой музыки для будущего. Мир современного человека настолько перенасыщен сумасшедшими темпами, ломаными ритмами, что ему необходим процесс гармонизации.  Без  этого человечество будет только деградировать.  А настоящее Искусство это та же жизнь, трансформированная до уровня осознанной гармонии. Существование традиционной этнической музыки и ее сегодняшняя актуальность оправдано ее общечеловеческой культурной значимостью, богатством, ценностью и  жизнеутверждающим устойчивым позитивизмом ».

Так что для  Александра  проект  “World Music Jazz Band” -  это еще одна ступень его неустанной деятельности по развитию   World Music  в России.  И нет сомнений, что его  виртуозное мастерство и артистизм  привлечет  к  новому прогрессивному музыкальному направлению еще больше слушателей  и сподвижников.

 

ВЫНОСЫ: “Настоящее Искусство – это та же жизнь, трансформированная до уровня  осознанной гармонии”.

 

“ Существование традиционной этнической музыки и ее сегодняшняя актуальность  оправдано ее общечеловеческой культурной значимостью, ценностью, богатством и жизнеутверждающим устойчивым позитивизмом”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>